Сведения об образовательной организации



Информация о ЦВР

Образовательные сайты

► Обучаюсь – делая! Делаю – обучаясь!
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.
Педагог - наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.
Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи, формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами, присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".
Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
  • I этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  • II этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  • III этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

► Нормативные документы и методические материалы
Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
(Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145)
Методические рекомендации по внедрению методологии наставничества обучающихся
(Разработаны ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование")
О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
(Распоряжение_Губернатора_НН № 459-р от 24.03.2020)
Перечень образовательных организаций-участников внедрения целевой модели наставничества
(Приказ МОН и МП Нижегородской области от 11.06.2020 № 316-01-63-997/20)
О внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях
(Приказ МОН и МП Нижегородской области № 316-01-63-915/20 от 20.05.2020)
Положение о системе наставничества в образовательных организациях
(Приказ департамента образования КМР от 09.11.2018 № 577)
Модуль "Наставничество" в Навигаторе ДОД
(Административная часть, Версия 1.3, февраль 2021 года)
Об утверждении дорожной карты по реализации целевой модели наставничества учающихся на 2023-2024 гг.
(Приказ МАУ ДО ЦВР № 26 от 27.02.2023)
О назначении наставников и формировании наставнических пар
(Приказ МАУ ДО ЦВР № 113 от 05.09.2023)
Положение о реализации программы наставничества в МАУ ДО ЦВР
(Утверждено приказом МБУ ДО ЦВР № 83 от 05.09.2022)
Методические рекомендации для подготовки локальных актов по наставничеству
(Письмо МОН и МП Нижегородской области № 316-01-100-859/14 от 25.03.2014)
Рабочая тетрадь для наставника
(Методическая разработка национального ресурсного центра "Менторы")

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Статистика

Рейтинг@Mail.ru


МАУ ДО "Центр внешкольной работы имени С.А. Криворотовой"
Адрес: 607664, Нижегородская область, г.Кстово, ул.Островского, д.13
Cайт: posle-urokov.ru
Схема проезда: Яндекс-карта
Телефоны:
+7 (83145) 3-69-73 (директор)
+7 (83145) 3-62-06 (зам.директора)
e-mail: do_cvr_kst@mail.52gov.ru


ВВЕРХ